Влияние пальчиковой гимнастики на умственное и музыкальное развитие ребенка
Обновлено 20.03.2014 08:39 Автор: Зайцева О.И. - музыкальный руководитель
Это интересно!Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие.
Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум.
Массаж большого пальца - повышает функциональную активность головного мозга;
Массаж указательного - положительно воздействует на состояние желудка;
Среднего - на кишечник;
Безымянного - на печень и почки;
Мизинца - на сердце;
Полезно выполнять упражнения с металлическими и каменными шариками, грецкими орехами, восьмигранным карандашом, катая их в ладошках. Они помогают снять эмоциональное напряжение, улучшают память, умственные способности, развивают координацию, силу, ловкость рук.
Талантом нашей народной педагогики являются игры - потешки: «Ладушки», «Сорока - белобока», «Коза рогатая». Ведь потешки не только развлекают, но и развивают ребенка. Пение потешек, связанное с простыми движениями рук, помогают снять умственную усталость, улучшают произношение звуков, развивают речь. И это потому, что каждый палец руки имеет обширное представительство в коре головного мозга. Речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев. И ее нужно начинать с самого раннего детства. Помогайте ребенку координировано и ловко, манипулировать пальцами! Научите правильно держать карандаш, ручку, чашку, ложку!
Талантом нашей народной педагогики являются игры - потешки: «Ладушки», «Сорока - белобока», «Коза рогатая». Ведь потешки не только развлекают, но и развивают ребенка. Пение потешек, связанное с простыми движениями рук, помогают снять умственную усталость, улучшают произношение звуков, развивают речь. И это потому, что каждый палец руки имеет обширное представительство в коре головного мозга. Речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев. И ее нужно начинать с самого раннего детства. Помогайте ребенку координировано и ловко, манипулировать пальцами! Научите правильно держать карандаш, ручку, чашку, ложку!
Вот самые простые упражнения:
- «Флажок». Четыре пальца соединить вместе, большой опустить вниз. Тыльная сторона ладони обращена к себе.
- «Очки». Соединить в кольцо большой и указательный пальцы каждой руки. Приставить колечки друг к другу, поднести к глазам.
- «Бинокль». Большой палец каждой руки вместе с остальными образуют кольцо. Посмотрите в «бинокль».
- «Зайчик». Указательный и средний пальцы разведены в сторону, остальные прижаты к ладони. Заяц шевелит ушками.
- «Коза». Указательный и мизинец разведены в сторону, остальные прижаты к ладони. Коза бодается.
«Пальчики в лесу»
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот резал, этот ел,
Ну, а этот все глядел!
«Апельсин»
Мы делили апельсин -
Много нас, а он один!
Эта долька для кота,
Эта долька для ежа,
Эта долька для улитки,
Эта долька для чижа,
Ну, а волку - кожура!
Игры с пением и движениями:
«Ты утенок не пищи, лучше маму поищи!» - Игра на сжимание и разжимание пальцев рук:
«Водичка, водичка, умой мое личико,
чтобы глазки блестели,
чтобы щечки розовели,
чтоб кусался зубок,
улыбался роток!» - Выполняем движения по тексту потешки.
«Полетели птички, птички - невелички,
Сели птички, посидели,
Опять улетели!» - Пальцы переплетены, поднимаем и опускаем их в соответствии с ритмом потешки.
«Пальчики здороваются» Кончиком большого пальца касаемся поочередно среднего, безымянного и мизинца.
«Мышка мылом мыла лапку -
Каждый пальчик по-порядку.
Вот намылила большой,
Сполоснув потом водой!
Не забыла и указку -
Смыв с нее и грязь и краску!
Средний мылила усердно,
Самый грязный был, наверно!
Безымянный терла пастой -
Кожа сразу стала красной!
А мизинчик быстро мыла,
Очень он боялся мыла!» - Выполняем массаж каждого пальца.
Все упражнения делаются в медленном темпе, сопровождаются показом и четким произношением текста. После каждого упражнения полагается расслабляющий момент. Например - опустить руки вниз и потрясти ими или покачать руками - пусть отдохнут. Работа с мелкими предметами, раскатывание теста, пластилина, конструирование из кубиков, собирание пирамидок, перекладывание из одной кучки в другую карандашей, пуговиц, спичек, перекатывание карандашей в ладошках - развивает не только мелкую моторику рук ребенка, но и способствует его умственному и физическому и музыкальному развитию.