Пение - как основной вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста
Обновлено 20.03.2014 08:39 Автор: Зайцева О.И. - музыкальный руководитель
Пение - является одним из важных основ в музыкальном воспитании дошкольников, наиболее доступных и близких всем. Понятна значимость пения, особенно хорового, как верного показателя здоровья - физического и духовного. Исполняя песни, дети глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Дети поют с большим удовольствием, даже самые застенчивые и малоактивные. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: слух, память, чувство ритма.
Кроме этого развивается речь, укрепляются легкие и весь голосовой аппарат. Правильная певческая установка способствует формированию правильной осанки. Помимо этого , в процессе пения у детей формируются личностные качества: чувство товарищества, коллективизм, воля, выдержка, организованность.
Формирование певческих навыков у детей - процесс длительный, кропотливый, сложный. Голосовой аппарат ребенка еще не сформирован, голосовые связки тонкие, хрупкие, нежные. Поэтому необходимо очень бережно относиться к этому: не петь громко, не кричать во время разговора, не напрягать свой голос.
Важно, чтобы об этом знали не только педагоги, но и родители. Мои советы для родителей - пойте вместе с детьми, пойте для детей! Прежде всего, колыбельные, народные песни! Ведь это наша культура! Ребенок, выросший на колыбельных, простых народных, протяжных песнях становится эмоционально устойчивым. Это не значит, что нельзя петь современные эстрадные детские песни! Важно выбрать понятные по содержанию и доступные по вокальным возможностям (диапазону) песни.
Певческие способности детей формируются только при условии последовательной и систематической работы. Главное - увлечь ребенка, обучить вокально-хоровым навыкам, дать правильную певческую установку.
Для этого использую разнообразные приемы:
- Пение вслух и «про себя»;
- Контрастное пение - тихо и громко;
- Пение «цепочкой»;
- Пение с движением, с хлопками, с шумовыми инструментами;
- С закрытым ртом;
- Пение вокализом;
- Пение на слоги;
- Пение на одном звуке;
- Пение по сигналу;
- Пение «по секрету», шепотом;
- Скороговорки, проговаривание стихотворения;
- Пение а, капелла;
- Сольное пение;
- Пение по рядам, по подгруппам;
- Инсценировка песни;
Очень помогают в работе пальчиковые игры с пением.
Использование многих приемов и методов исключает однообразное повторение, развивает музыкальный слух, голос, восприимчивость детей к обучению, развивает их духовно, физически, и творчески.
Специальные дыхательные упражнения («Шорох листьев», «Хитрая змея», «Как поет ветер», «Песенка скрипки», «Играй, гармонь!»), а также распевки на слоги и звуки помогают укрепить голосовой аппарат, сберегают и укрепляют здоровье детей. В процессе пения развиваются легкие, расширяется диапазон голоса, укрепляется голосовые связки, активизируются мышцы гортани и глотки, что дает возможность противостоять простудным и легочным заболеваниям. Песня тесно связана с жизнью детей. Дети поют и на занятиях, и дома, в свободной деятельности. Важно поддерживать интерес к песне. А это задача не только музыкального руководителя, но воспитателей и родителей, формирующих целостную личность ребенка.