Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе детей с ОНР "Составление рассказа по картине "Саша и снеговик""
Обновлено 20.03.2014 09:25 Автор: Арефьева И.А.
Цель: Обучение детей составлению рассказов по картине на основе отображения увиденногоЗадачи:
- Учить детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от 1 лица, продолжать учить проводить замену выделенных объектов схемами.
- Развивать умение "вхождения" в изображенное на картине и описывать воспринимаемое через различные органы чувств.
- Упражнять детей в умении выделять конкретные объекты изображенные на картине и давать им соответствующие названия.
- Продолжать воспитывать культуру речи, умение внимательно выслушивать высказывания детей.
- Картина " Маляр"
- Карточки-схемы для составления рассказов.
- Магнитная доска, карточки-схемы с магнитами для определения состава
- Картины.
- Наборное панно, "Блок" -панно
- Знакомство с картиной.
- Дидактические игры: "Подзорная труба", "Подбери по цвету", "Сравни по форме", "Путешествие на машине времени".
Ход занятия
1. Организационный момент.1. Логопед обращает внимание детей на картину.
- У нас в гостях наша картина. Посмотрите на нее! Сегодня она будет участвовать в наших играх. Еще нам понадобятся "подзорные трубы"
2. Введение в тему занятия. Дидактическая игра "Подзорная труба"
- Наведите свою подзорную трубу на картину и выберите только один объект (Дети называют предметы, логопед выставляет схемы на магнитную доску)
(Предполагаемые ответы: "Я вижу маляра", "Я вижу улицу", "Я вижу ведро с краской" и т.д.)
-Посмотрите, как много разных предметов мы назвали. И "живые" и "неживые"
3. Устанавливание связей между объектами. Дидактическая игра "Кто с кем дружит?"
-Кто с кем дружит и почему?
Дети устанавливают связи и взаимоотношения между предметами. Логопед объединяет предметы схемами.
(Предполагаемые ответы детей: "Маляр дружит со своей формой, потому что форма защищает его от краски". "Деревья дружат с улицей, потому что деревья растут на улице". "Кисти дружат с валиком потому что все это инструменты маляра" и т.д.)
4. Дидактическая игра "Я чувствую лицом и руками"
-Что можно почувствовать на картине?
Дети представляют возможные ощущения от предполагаемого соприкосновения с различными предметами
(Предполагаемые ответы детей: " Я чувствую, какое гладкое и ровное стекло". "Я чувствую какая мягкая щетина у кисти " и т. д.)
5. Дидактическая игра "Я только слышу"
-Прислушайтесь, что можно услышать на картине?"
(Предполагаемые ответы детей: "Я слышу, как дует свежий, летний ветерок". "Я слышу, как едут машины по дороге". "Я слышу как напевает что-то маляр" и т.д.)
6. Дидактическая игра: "Я ощущаю запах"
-Представьте, какой запах можно почувствовать на картине?
Дети фантазируют на основе предполагаемых восприятий запахов.
(Предполагаемые ответы: "Я чувствую как пахнет свежей краской"
7. Ориентация в двухмерном и трехмерном пространстве. Дидактическая игра "Живая картина"
-Расскажите, кто вы на картине и найдите свое место среди других предметов.
Каждый ребенок превращается в конкретный объект на картине, объясняет свое местоположение в двухмерном пространстве, затем моделирует свое местоположение в трехмерном (на ковре) пространстве.
(Предполагаемые ответы: "Я большое железное ведро с краской. Я стою слева на картине". "Я высокий дом на картине. Я стою на заднем плане картины" и т. д.
Логопед выслушивает ответы всех детей. Дети проектируют картину на ковре.
Логопед
- "Раз, два, три картина замри!"
-Молодцы, ребята! Вот какая интересная живая картина у нас сегодня получилась.
-А сейчас следующая игра: "Кто ты на картине?"
Представьте себя кем-нибудь на картине и расскажите о себе. Дети составляют связные рассказы от 1 лица о каком-нибудь предмете с картины.
8. Итог занятия
-Сегодня мы с вами играли с нашей картиной.
-Кто из героев вам понравился и почему?
Логопед выслушивает ответы детей, обращает внимание на правильное употребление детьми союза "потому что"
-Как мы назовем нашу картину?