Духовно-нравственное воспитание в системе дошкольного образования
Обновлено 25.03.2010 09:25
Кризисное состояние духовно-нравственной сферы общества и семьи, а также все проблемы общества, безусловно, отражаются на духовно-нравственном здоровье современных детей. Распространенность психических нарушений среди подрастающего поколения, в том числе и детей дошкольного возраста, очень велика. По итогам ежегодной диспансеризации детей дошкольного возраста на первом месте среди заболеваний стоят именно нервно-психические. Вся система образования грозит превратиться в коррекционную систему или просто для общего спокойствия принятые нормы развития ребенка могут быть названы устаревшими и за норму признают отклонения, как наиболее характерные проявления ребенка начала XXI века.Большая часть нарушений, с которыми сталкиваются сегодня педагоги и психологи, имеет социально-педагогическую и духовно-практическую природу.
К сожалению, многие родители и педагоги утратили четкие представления о закономерностях, определяющих развитие ребенка в тот или иной период детства. Воспитание малыша с пеленок превращается в подготовку к учебе в школе и реализации удачной жизненной карьеры. А педагогический процесс, ориентированный на обучение в ущерб воспитанию, вытесняет из жизни дошкольника игру, доброе и живое общение со сверстниками и взрослыми.
Страшное поражение детству наносит подмена традиционных жизненных ценностей чуждыми нашей культуре либеральными установками. На что провоцируют наших детей современные игры и игрушки, чему и как учат мультфильмы? Миролюбие, доброжелательность, великодушие, устремленность не на удовлетворение своих желаний, а на служение другим в условиях современной культуры могут оказаться неведомы современным детям. В этой связи остро ощущается необходимость специальной педагогической работы по формированию гуманных отношений ребенка к миру - зафиксированного в эмоционально-визуальной форме отношения ребенка к природной и социальной окружающей действительности.
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
Поскольку в нашей стране родители, в силу своей занятости, решением проблем насущных, предпочитают общественное воспитание и с 1,5 лет, а то и раньше, отдают детей в детские сады, то именно современные дошкольные учреждения призваны сыграть ведущую роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения детей. Именно младший возраст называют "золотой порой" духовно-личностного становления.
В свое время в нашем городе, республике, стране активно стало развиваться сотрудничество православной церкви и школы. Издавалось много литературы, помогающей педагогам ориентироваться в обучающих программах, однако, все внимание было уделено духовно-нравственным проблемам именно школьников и молодежи. И сегодня мы уже бесспорно понимаем, что границы сотрудничества необходимо расширять и активно переходить на уровень дошкольного воспитания и образования, т.к. истоки начинаются в раннем детстве. Нравственное воспитание было и остается наиважнейшей задачей, которая стоит перед воспитателем детского сада.
Для начала и успешной работы в той или иной области необходимы определенные условия:
1. Нормативно-правовая база
2. Наличие предметно-развивающей среды для воспитательно-образовательного процесса
3. Подготовка профессиональных кадров
4. Обеспечение программно-методической и художественной литературой.
В программе детского сада, под редакцией Васильевой, по которой работают все детские учреждения, есть раздел, в которую входят задачи нравственного воспитания. Но жизнь показывает, что в школы приходят дети информационно подготовлены, а нравственно незрелы. Современная педагогика ищет новые пути в воспитании у детей нравственности. Большинство педагогов склонны считать, что нашему обществу необходимо вернуться к старой, народной педагогике, к системе духовных ценностей, которые дает христианство, православии в частности.
Сейчас уже существуют воскресные школы, проводятся библейские чтения, возникают центры христианской духовной культуры. Заполнить духовный вакуум должны в первую очередь воспитатели. Но не навязывать ту или иную религию. Верить или не верить, во что верить? Каждый решает сам. Но мы обязаны донести до наших детей моральные принципы и этические нормы, которые дадут им прочную основу для становления в жизни.
На наш взгляд формы работы с детьми дошкольного возраста могут быть различными. Это и студийные занятия, и цикл бесед и прикладное творчество, но самое главное то, что эффективность этого процесса определяется характером взаимодействия детей и взрослых (родителей, воспитателей), а также той системой ценностей, которая лежит в его основе.
Ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника играет семья. Именно в семье благодаря ощущению " живой человеческой среды" и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный опыт.
Прежде чем начать работу в детском саду, используя рекомендуемые программы "Истоки", "Введение в традицию" мы попытались изучить отношение родителей к данной проблеме и провели анкетирование. Анализируя ответы родителей, мы пришли к выводу, что несмотря на различные мнения, как правило, всем хотелось бы, чтобы их дети были знакомы с традициями, религией и выросли с четкими преставлениями о нормах морали и нравственности.
В настоящее время мы, определившись с мнением родителей, согласовав свои действия с ними и в сотрудничестве с воскресной школой при храме "Всех скорбящих радость" организовали группу детей старшего возраста и родителей в студию "Лучик". Работает с детьми педагог, посещающий курсы по духовно-нравственному воспитанию. Эти курсы помогают педагогам не только методически грамотно подготовиться к ведению воспитательно-образовательного процесса, но и самим проникнуть в тайны Святая Святых.
В своей работе мы ориентируемся на программы:
- "Истоки" и "Воспитание на социокультурном опыте" (Авторы: Е. А. Губина, Н. С. Кудряшова, Г. И. Лугвина, Н.Б. Майорова …) - программа для дошкольного образования (3-7 лет). Методологической базой данной программы является социокультурный системный подход к истокам в образовании профессора РАЕН И. А. Кузьмина, направленный на развитие духовно-нравственного стержня личности и эффективного общения.
- "Введение в традицию" А. Крячко - программа студийных занятий с детьми. Занятия знакомят детей с миром нравственных ценностей традиционной российской культуры через игры, сказки, песни, рукоделие. Поэтапно малыши знакомятся с основами православной культуры: через истории, фильмы, тематические диалоги, иконографию, праздники. Спецификой организации занятий с детьми в студии "Лучик" является обращение через духовно-нравственное пространство к интеллектуальному и эстетическому сознанию ребенка.
- Особым интересом у педагогов нашего детского сада пользуется программа по духовно-нравственному воспитанию "Золотые зернышки света и добра" г. Йошкар-Ола, г. Козьмодемьянск 2003год. Авторы: И. В. Золотухина, Н. А. Гараева, Н. Г. Козлова, Л. Ф. Калинкина. В занятиях по данной программе сочетаются четыре тенденции: воспитательная, познавательная, общение с семьей и тенденция формирования единых образовательных пространств, как территориальных социально-педагогических целостностей. Программой предусмотрена взаимосвязь и взаимодействие семьи, детского сада и храма.
Работу по воспитанию духовной культуры мы строим на основе приобщения как взрослых так и детей к доступным пониманию последних главных святынь и духовных ценностей России, подвигов святых и героев своей Земли. Мы воспитываем любовь к Богу, первоначальные понятия о необходимости следовать лучшим традициям своей семьи, народа, уважение к другим народам. Здоровье нравственное и духовное можно воспитать лишь на основе уважения к старшим, близким, друзьям, соблюдения установленного порядка в доме, в детском саду, бережного отношения к окружающему.
Личный и профессиональный опыт позволяет утверждать: без храма, общины и воскресной школы было бы трудно создать ту целебную социальную среду, которая необходима для духовно-нравственного воспитания ребенка.
Человек - существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению.
Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное - это естественная потребность человека, призванного в этот мир.
Предполагается, что по окончанию курса занятий в студии "Лучик" ребенок должен смотреть на жизнь с большим оптимизмом, который в нем желательно поддерживать дальнейшим знакомством с миром классического искусства и классической русской литературы, адресованной детям, а также живым человеческим общением и ограничением времяпрепровождения у телевизора и компьютера. Оптимизм, как известно, порождает хорошее настроение, являющееся лучшим лекарством, необходимым компонентом стабилизации нервно-психического состояния. Также можно надеяться на улучшение поведения ребенка, смягчение характера; на позитивные изменения во внутрисемейных отношениях.
В познавательном плане ребенок будет знать в общих чертах Священную Историю, а также традиции, рожденные во времена наших предков и так или иначе развивающиеся вплоть до сегодняшнего дня.
Ребенок получит комплексное представление об окружающей его природе: с точки зрения науки, искусства и нравственности (в смысле отношения к ней).
Предполагается, что ребенок станет более контактен; возможно, по окончании занятий у него останутся дружеские связи с детьми, посещавшими занятия. Более развитой станет речь ребенка.
Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.