Консультация для воспитателей "Особенность связной речи детей" в 1 младшей группе
Обновлено 20.03.2014 09:24 Автор: Корнилова Наталья Алексеевна
В первой половине второго года у ребенка наиболее интенсивно развивается понимание речи: он начинает связывать представления об окружающих его людях с их именами, понимать названия предметов и некоторых действий. Развитие способности подражания речи проявляется в том, что дети легко повторяют часто слышимые звукосочетания и отдельные простые слова. В этот период у ребенка развивается и его собственная активная речь.Во 2 половине второго года жизни у ребенка происходит дальнейшее развитие понимания речи окружающих. Малыш начинает легко повторять слова, более сложные как по звуковому составу, так и по значению ( машина, игрушка), малознакомые ему слова, а так же отдельные фразы, которые он слышит в речи окружающих. Дети все чаще по собственной инициативе начинают обращаться к окружающим их взрослым. Особенно быстро растет залог употребляемых слов, увеличиваясь к двум годам до 300 и более. Дети начинают использовать в своей речи различные грамматические формы слов. Усложняется и синтаксис. Двух и трехсловные предложения к концу второго года жизни ребенка сменяются четырех и пятисловными. К этому времени речь становится для детей основным средством общения со взрослыми.
В первой половине третьего года жизни развитие речи происходит настолько интенсивно, что с ребенком можно уж говорить не только о событиях и явлениях, которые воспринимаются им в данный момент, но и о прошедшем, а также тех, которые произойдут в будущем, если они связаны с его опытом на основе развития подражания и памяти малыши научатся повторять короткие стихи.
Легкое усвоение незнакомых слов и целых фраз ведет к быстрому росту словарного запаса. Ребенок начинает употреблять не только простые, но и сложные предложения. В его речи появляются предлоги, союзы, вопросы (Где? Когда? Почему?) Происходит интенсивное овладение грамматическим строем языка. Речь ребенка становится ведущим средством общения не только со взрослыми, но и с детьми. Ребенок способен узнать и назвать знакомые предметы, изображенные на картинке, назвать действия, совершаемые тем или иным животным (собака спит), но развернутые фразы, как правило, еще не строят. В грамматическом отношений ребенка еще далеко не всегда правильна, хотя малыш в этом возрасте верно связывает слова в предложениях, согласует их в роде и числе, нередко при этом допуская ошибки в падежных окончаниях, он различает и правильно пользуется глаголами настоящего и прошедшего времени. Ответы детей состоят в основном из простых предложений, однако они становятся все чаще многословными, с дополнениями (мальчик сидит на диване) Дети пользуются и сложными предложениями, сначала сложносочиненными, а к концу года и сложноподчинительными, хотя последнее употребляют очень редко. Так, к концу года ребенок овладевает речью в малой степени, что свободно может рассказать о своих нуждах, о том, что видел, что нового узнал от взрослых, но его речь пока ситуативный характер. Но не смотря на все достижения в развитий речи дети третьего года жизни, он еще недостаточно отчетливо и правильно произносит многие слова, от чего речь в целом не всегда понятна окружающим.
Для успешного усвоения детьми правильной речи воспитателю необходимо систематически проводить занятия по развитию речи для формирования речевого слуха и совершенствования деятельности речевого аппарата и соответственно будет на этой основе развиваться связная речь. Но не маловатую роль играет семья. Поэтому для родителей можно дать следующие рекомендации (см. приложение).
Литература:
- "Дидактические игры и знания с детьми раннего возраста" под редакцией С.Л.Новоселовой.
- "Радуга" программа и руководство воспитателей первой младшей группы д./с.- Т.Н.Доронова.
- Больше разговаривайте с ребенком:
Даже если вы уставшие на работе, ежедневно находите время для общения с ребенком. Чем больше он будет слышать вашу речь, тем богаче будет его язык. - Четко и правильно произносите слова:
Если родители не следят за своей речью, то до ума ребенка многие слова долетают искажено. Вы должны говорить правильно, не искажая слов четко произнося каждый звук. - Следите за своей речью:
Ребенок учится тому, что он слышит и видит. Не удивляйтесь если ваш сын или дочь употребляют "плохие" нецензурные слова. Может быть так говорите вы? - Приучайте ребенка смотреть прямо на говорящего:
Приучение ребенка смотреть на говорящего, иногда ему будет легче понять и усвоить артикуляцию (движения губ языка) взрослых. Это позволит малышу быстрее научиться правильно произносить звуки. - Не подстраивайтесь под детскую речь:
Не подстраивайтесь под "детский" язык. Это тормозит развитие. Не сюсюкайтесь с подрастающими детьми, иначе им будет трудно перейти от звукоподражания "би-би" "ля-ля" к общеупотребляемым словам. - Объясните значение непонятных слов
Незнакомое слово произносите четко и внятно. Обязательно поясняйте его смысл. Тогда ребенку будет легче его запоминать. Повторите это слово несколько раз. - Обращайте внимание на правильное произношение звуков
Ребенок может неправильно произнести слово; переставить местами слоги; пропустить звук, вставить лишний. Попросите ребенка повторить слово, но правильно. Если он не исправится сразу, предложите свой образец этого слова. - Чаще читайте детям сказки, учите стихи
Этим вы обогащаете словарь, знакомьте с художественным словом и развивайте память. Просите сына или дочку самостоятельно рассказывать знакомые сказки. - Не заставляйте ребенка чувствовать себя глупым