Решаем вместе
Есть вопрос?
Консультация для воспитателей "Особенность связной речи детей" в 1 младшей группе

Консультация для воспитателей "Особенность связной речи детей" в 1 младшей группе

В первой половине второго года у ребенка наиболее интенсивно развивается понимание речи: он начинает связывать представления об окружающих его людях с их именами, понимать названия предметов и некоторых действий. Развитие способности подражания речи проявляется в том, что дети легко повторяют часто слышимые звукосочетания и отдельные простые слова. В этот период у ребенка развивается и его собственная активная речь.
Во 2 половине второго года жизни у ребенка происходит дальнейшее развитие понимания речи окружающих. Малыш начинает легко повторять слова, более сложные как по звуковому составу, так и по значению ( машина, игрушка), малознакомые ему слова, а так же отдельные фразы, которые он слышит в речи окружающих. Дети все чаще по собственной инициативе начинают обращаться к окружающим их взрослым. Особенно быстро растет залог употребляемых слов, увеличиваясь к двум годам до 300 и более. Дети начинают использовать в своей речи различные грамматические формы слов. Усложняется и синтаксис. Двух и трехсловные предложения к концу второго года жизни ребенка сменяются четырех и пятисловными. К этому времени речь становится для детей основным средством общения со взрослыми.
В первой половине третьего года жизни развитие речи происходит настолько интенсивно, что с ребенком можно уж говорить не только о событиях и явлениях, которые воспринимаются им в данный момент, но и о прошедшем, а также тех, которые произойдут в будущем, если они связаны с его опытом на основе развития подражания и памяти малыши научатся повторять короткие стихи.

Легкое усвоение незнакомых слов и целых фраз ведет к быстрому росту словарного запаса. Ребенок начинает употреблять не только простые, но и сложные предложения. В его речи появляются предлоги, союзы, вопросы (Где? Когда? Почему?) Происходит интенсивное овладение грамматическим строем языка. Речь ребенка становится ведущим средством общения не только со взрослыми, но и с детьми. Ребенок способен узнать и назвать знакомые предметы, изображенные на картинке, назвать действия, совершаемые тем или иным животным (собака спит), но развернутые фразы, как правило, еще не строят. В грамматическом отношений ребенка еще далеко не всегда правильна, хотя малыш в этом возрасте верно связывает слова в предложениях, согласует их в роде и числе, нередко при этом допуская ошибки в падежных окончаниях, он различает и правильно пользуется глаголами настоящего и прошедшего времени. Ответы детей состоят в основном из простых предложений, однако они становятся все чаще многословными, с дополнениями (мальчик сидит на диване) Дети пользуются и сложными предложениями, сначала сложносочиненными, а к концу года и сложноподчинительными, хотя последнее употребляют очень редко. Так, к концу года ребенок овладевает речью в малой степени, что свободно может рассказать о своих нуждах, о том, что видел, что нового узнал от взрослых, но его речь пока ситуативный характер. Но не смотря на все достижения в развитий речи дети третьего года жизни, он еще недостаточно отчетливо и правильно произносит многие слова, от чего речь в целом не всегда понятна окружающим.

Для успешного усвоения детьми правильной речи воспитателю необходимо систематически проводить занятия по развитию речи для формирования речевого слуха и совершенствования деятельности речевого аппарата и соответственно будет на этой основе развиваться связная речь. Но не маловатую роль играет семья. Поэтому для родителей можно дать следующие рекомендации (см. приложение).

Литература:
  1. "Дидактические игры и знания с детьми раннего возраста" под редакцией С.Л.Новоселовой.
  2. "Радуга" программа и руководство воспитателей первой младшей группы д./с.- Т.Н.Доронова.
Приложение
  1. Больше разговаривайте с ребенком:
    Даже если вы уставшие на работе, ежедневно находите время для общения с ребенком. Чем больше он будет слышать вашу речь, тем богаче будет его язык.
  2. Четко и правильно произносите слова:
    Если родители не следят за своей речью, то до ума ребенка многие слова долетают искажено. Вы должны говорить правильно, не искажая слов четко произнося каждый звук.
  3. Следите за своей речью:
    Ребенок учится тому, что он слышит и видит. Не удивляйтесь если ваш сын или дочь употребляют "плохие" нецензурные слова. Может быть так говорите вы?
  4. Приучайте ребенка смотреть прямо на говорящего:
    Приучение ребенка смотреть на говорящего, иногда ему будет легче понять и усвоить артикуляцию (движения губ языка) взрослых. Это позволит малышу быстрее научиться правильно произносить звуки.
  5. Не подстраивайтесь под детскую речь:
    Не подстраивайтесь под "детский" язык. Это тормозит развитие. Не сюсюкайтесь с подрастающими детьми, иначе им будет трудно перейти от звукоподражания "би-би" "ля-ля" к общеупотребляемым словам.
  6. Объясните значение непонятных слов
    Незнакомое слово произносите четко и внятно. Обязательно поясняйте его смысл. Тогда ребенку будет легче его запоминать. Повторите это слово несколько раз.
  7. Обращайте внимание на правильное произношение звуков
    Ребенок может неправильно произнести слово; переставить местами слоги; пропустить звук, вставить лишний. Попросите ребенка повторить слово, но правильно. Если он не исправится сразу, предложите свой образец этого слова.
  8. Чаще читайте детям сказки, учите стихи
    Этим вы обогащаете словарь, знакомьте с художественным словом и развивайте память. Просите сына или дочку самостоятельно рассказывать знакомые сказки.
  9. Не заставляйте ребенка чувствовать себя глупым
Если у вашего малыша легкое заикание, неправильное произношение звуков, очень быстрая или наоборот медленная речь, осторожно поправляйте его. Иначе ребенок будет чувствовать себя глупым. В этом случае вам лучше обратиться к специалистам.