Игра в семье

 

Очень часто в педагогической литературе можно встретить утверждение, что игра - ведущий вид деятельности ребенка. Это не совсем верно. Правильнее было бы сказать, что вся жизнь малыша - это игра. Ребенок не мыслит себя вне игрового пространства, созданного его воображением.
Игра - важнейшая форма организации детской жизни. К сожалению, это понимают еще не все взрослые. Не всегда родители умеют правильно "оснастить" игру ребенка игрушками, не играют вместе с ним, не учат его правильным действиям с новыми игрушками, считая игру сугубо самостоятельной детской деятельностью: ребенку куплены игрушки - пусть играет. Нельзя пускать игру ребенка на самотек, нужно формировать ее умелым личным участием, а при подборе игрушек нужно обязательно учитывать интересы ребенка, его замыслы.
Как ни странно, ребенка надо учить играть. Практически до 3 лет действия малыша с игрушками носят не столько игровой, сколько манипуляционный характер, обусловленный основными признаками , уже известными крохе по наблюдениям за окружающими. Малыш катает машинки, бросает мячик, возит в коляске куклу. Но игры с сюжетом и ролями ему еще предстоит освоить. И здесь помощь родителей неоценима. Чем больше элементарных сюжетных игр освоит ваше чадо до 3 лет, тем интереснее будет ему в дальнейшем играть со сверстниками, и проще осваивать все виды серьезной деятельности.
Сюжеты игр могут быть самыми простыми: машина возит грузы, мишка принимает гостей, зайка строит дом… Очень пригодится разыгрывание сказок, которые ребенок знает и любит. Устройте дома кукольный театр, где актерами будут все игрушки малыша. При этом совсем не обязательно досконально повторять сюжет или набор персонажей. Вместо волка и лисы в теремке могут жить кот и поросенок, а на жизнь колобка покушаться еж, барсук и сорока.
Именно в период раннего детства малыш учиться тому, что он будет использовать в течении дальнейшей жизни. И если на протяжении этих двух-трех лет взрослые оказывают ребенку всяческую поддержку, уделяют максимум внимания его потребностям, создавая обстановку творчества и исследования, он развивается быстрее, активнее, полнее.
Из поколения в поколение передавались и совершенствовались народные игрушки: мисочки-вкладыши, матрешки, конические башенки с разноцветными кольцами, бирюльки. Все это дидактические игрушки, т.е. обучающие.
Дидактические игрушки устроены так, что ребенок играя с ними, учится новым действиям, приобретает определенные умения. Складывая, сопоставляя, вкладывая друг в друга матрешек ребенок учится соизмерять детали, на глаз определять, какие половинки игрушки соединить вместе. Наибольшую пользу дидактические игрушки приносят тогда, когда рядом с ребенком во время игры находится взрослый. Он должен уточнить названия цветов, формы, понятия "больше-меньше".
Дидактическая задача может быть поставлена и во многих настольно-печатных играх: лото, домино, парные картинки, которые помогают ребенку производить простейшую классификацию предметов, сопоставлять предметы и т.д. В правилах настольных игр указывается, детям какого возраста можно рекомендовать данную игру. Ту игру, которая наскучила детям, можно сделать снова интересной. Обычно игры имеют несколько вариантов. Не следует спешить и сразу показывать детям все варианты.
Во многие из настольных игр дети готовы играть всегда, они "затирают" их до дыр, а к другим не менее интересным, почему-то остаются равнодушны. Оказывается, что в эти игры детям трудно играть одним, без взрослых. Как только взрослый садится играть вместе с ними, скучная прежде игра становится привлекательной. Так бывает, например, с лото. Взрослый должен хвалить ребенка, рассказать что-то новое о предметах, усвоить произношение трудных звуков.
Вот, к примеру, одна из дидактических игр, способствующих развитию восприятия цвета. Возьмите шесть листов цветного картона, сложите их пополам. Получится шесть "книжечек". На лицевой стороне каждой книжечки вырежьте круглое отверстие. Подготовьте еще 6 листков бумаги половинного размера, окрашенных в те же цвета - это вкладыши. Теперь если книжечки положить кверху лицевой стороной, на цветном фоне выступают белые круги. Нарисуйте в каждом из них мышку. Материал готов! Все книжечки лежат перед ребенком. Объясните ему, что мышки сидят в норках. Но вот появляется кошка. Нужно помочь мышкам спрятаться так, чтобы кошка их не нашла. А для этого нужно закрыть норки (вложить в каждую книжечку вкладыш соответствующего цвета). Если цвет выбран неверно, сразу видно, где норка. Кошка сможет найти и съесть мышку. Вначале помогайте ребенку сами, называя цвета:
-Вот видишь, здесь красная стенка, и норку мы закрыли тоже красной дверцей. Теперь ее совсем не видно. А тут стенка зеленая. Ну-ка, где у нас зеленая дверца?
Потом начинайте добиваться самостоятельного выполнения задания и исправления допущенных ошибок. Ребенку трудно справиться сразу с несколькими карточками, возьмите сначала 2-3 книжечки. Обучайте малыша группировать предметы по цвету, помогите усвоить названия цветов. Объясните, как можно группировать предметы по форме, познакомьте его с разновидностями форм; выкладывайте с ним фигуры их палочек, из мягкой проволоки.
Важна для ребенка и сюжетно-ролевая игра. В ней ребенок воспроизводит, как бы моделирует действия и взаимоотношения взрослых. Дети играют в "дочки-матери", в больницу, в шоферов и летчиков. Игры маленьких детей обычно включают два -три эпизода: кормление, укладывание, прогулка куклы; погрузка кубиков, строительство дома для собачки. По мере того как дети становятся умелыми, в игру необходимо добиваться от них более аккуратных действий: "Посадим зайчика в машину и повезем его медленно, чтобы он не упал". Обращаясь к персонажам, взрослый побуждает детей к речевым высказываниям( "Скажем мишке: "Спи, закрой глазки", "До свидания, зайчик, приходи к нам еще, мы тебя морковкой угостим") Важно привлекать детей к активному участию в игре, показывать, как готовить условия для нее ("Что нам надо, чтобы покормить зайчика?", "Где мы будем строить дом для собачки"). Предметы заместители предлагаются в разных ситуациях и как основной предмет для игры, и как дополнительный (куклу, сделанную из лоскута ткани, укладывают спать, гуляют с ней). Кукле промышленного производства предлагают разные угощения (желуди - "конфеты", листья - "блины") С точки зрения умственного развития для детей постарше предпочтительнее неоформленный игровой материал. Умение видеть в одной и той же ничем не примечательной палочке термометр, расческу, отвертку, а может быть, скрипку, трубу - важный этап в развитии детского мышления.
У некоторых детей имеется специальная кукла - недотепа, которая становится своеобразным воплощением всех мыслимых недостатков: она и неряха, и растеряша, маме грубит, кашу не ест, после обеда не спит. Проигрывая с такой "Машей-растеряшей" всевозможные конфликтные ситуации, малыш, с одной стороны, выплескивает негативные эмоции, а с другой - пытается победить в себе то, что вызывает неодобрение у старших. Ведь сплошь и рядом куклу-недотепу подвергают весьма серьезным наказаниям: и в углу она стоит, и без сладкого остается, а случается, что и по попе получает.
Если кроха пережил сильный стресс (оказался в разлуке с родителями, перенес тяжелую болезнь или операцию), он, скорее всего, многократно будет проигрывать эту ситуацию с куклами и зверушками. То есть при определенных обстоятельствах ролевая игра становиться еще и своеобразным психотерапевтическим приемом, причем в большинстве своем дети открывают его для себя самостоятельно, без всякой помощи со стороны взрослых.
Итак, важность ролевой игры для развития ребенка переоценить трудно. Но как ее организовать?
Организационные моменты.
Необходимо лишь создать условия для спонтанной творческой игры: не ограничивать познавательную и двигательную активность крохи, позаботиться о том, чтобы у него было достаточно обычных, ничего не развивающих игрушек (кукол, машинок, солдатиков).
Однако нередко ребенок не играет потому, что он не в состоянии даже обозреть все свои "сокровища" и просто теряется от их изобилия или перебирает многочисленные игрушки, не зная на чем сосредоточиться. Со временем любые, даже самые интересные игры, и игрушки приедаются малышу, и он перестает с ними заниматься. Поэтому время от времени следует незаметно изымать из употребления мишек и машинки, к которым ребенок охладел. А когда через месяц-другой они "неожиданно" найдутся, радости маленького хозяина не будет предела, и интерес ко вновь обретенным сокровищам вспыхнет с новой силой.
Если нет никаких срочных дел, не отвлекайте ребенка, когда он погружен в игру. Даже если вам не терпится опробовать развивающую новинку, о которой вы прочитали в журнале.
Если кроха любит поиграть в одиночестве, не тормошите его. Если хочет поиграть с вами, не отказывайтесь, отложите на время дела и присоединитесь к нему. Однако помните, играть могут только равные: не вовремя сделанное замечание, попытка навязать чаду какие-то свои правила могут разрушить всю игру.
Ребенок пошел в детский сад - и вы не можете узнать своего малыша: он становится неуправляемым, носится по квартире как метеор, кричит, легко срывается на слезы… "Как подменили ребенка!" - сокрушаются родители. А в садике говорят : " очень послушный мальчик", "Тихая, спокойная девочка",
Даже для самого общительного ребенка детский сад - это стресс. Попробуйте провести несколько часов в шумной компании - и если вы спокойный и негромкий человек, у вас вскоре разболится голова. А ваш малыш проводит в такой обстановке целый день, поэтому бурлящее напряжение готово вырваться вместе со слезами, криками, капризами.
Что же могут сделать родители, чтобы помочь ребенку снять дневной стресс? К сожалению волшебного средства - одного для всех - не существует. Всегда нужно учитывать индивидуальные особенности маленького человека: возраст, характер, темперамент.
Если же ребенок и в садике "ураган" и дома никак не может остановиться, в силах родителей перевести энергию "в мирное русло". Хорошо заранее распланировать вечер так, чтобы ребенок постепенно освобождался от скопившегося напряжения, участвуя в жизни семьи, и вместе с тем чтобы у него осталось время побыть наедине со своими мыслями и событиями дня.
Один из наилучших антистрессовых приемов - игра. Она позволяет ребенку раскрепоститься, расслабиться. Постарайтесь соблюдать несколько нехитрых правил. Во-первых, выбор - играть или не играть - должен всегда оставаться за ребенком. Возможно, как раз сегодня он настолько устал, что захочет просто погулять или почитать. Во-вторых, "вечерняя" игра не должна быть шумной, сопровождаться беготней и криками.
Если днем ваш ребенок -"тихоня", а вечером "дикарь", хорошо помогает снять напряжение и дать выход деструктивной энергии игра "Рвакля".
Приготовьте ненужные газеты, журналы, бемаги и широкое ведро или корзину. Ребенок может рвать, мять, топтать бумагу, в общем делать с ней все, что заблагорассудится, а потом бросать ее в корзину. Малышу может понравиться прыгать на куче бумажек - они отлично пружинят.
Если ребенок и в садике ни на минуту не присел, и дома никак не остановится, ему помогут игры с постепенным снижением физической нагрузки, не содержащие приэтом элемента соревнования. Одной из таких игр является "Грибник". Предложите ребенку расставить кегли или небольшие игрушки в произвольном порядке на небольшом расстоянии друг от друга. Затем попросите его закрыть глаза и по памяти собрать все предметы -"грибы" - в корзину. Собранные грибы можно сортировать по цвету, форме, размеру. К одному из предметов можно прикрепить записку с дальнейшим планом вечера: "Давай почитаем" или "Поможешь мне на кухне". Приглушив таким образом "лишнюю" энергию, можно перейти к обычным домашним занятиям - почитать, потанцевать, посмотреть диафильм.
Почти всем детям хорошо помогают справиться с дневным напряжением игры в воде. Наберите в ванну немного теплой воды. Игры в воде подчиняются общему правилу, - они должны быть нешумными, спокойными. Вы можете пускать мыльные пузыри (попросите ребенка выдуть большущий шар и малюсенький пузырик), играть с губками (смотреть как они впитывают и отдают воду, устроить ребенку дождик из губки, превратить их в кораблики или дельфинов, просто дать 2-3 баночки и пусть переливает водичку туда-сюда.
Если вы не хотите, чтобы ребенок не мешал вам заниматься домашними делами, доверьте ему важное дело. Например, класть в кастрюлю порезанные овощи. Не беда, что часть из них поначалу окажется на полу. Сравните это с пользой, которую получает малыш: развивает моторику рук, глазомер, учится совместной деятельности.
Что бы вы не делали, обязательно рассказывайте и объясняйте малышу, что вы взяли, как это называется, из чего сделано, как будет использоваться. Тем самым вы не только познакомите ребенка со свойствами предметов, но и значительно расширите его словарный запас (пусть пока пассивный).
Игры для совершенствования мелкой моторики:

  • Перебирание, пересыпание из одной емкости в другую бусин, пуговиц, крупы, орехов;
  • Выкладывание узоров из спичек, фасоли, орехов, фигурных макаронных изделий;
  • Накручивание гаек, сначала больших - от игрушечных конструкторов, затем маленьких, настоящих;
  • Рисование пальцами по муке, песку. Мелкой крупе;
  • Пальчиковые игры, сопровождаемые стишками (типа Сороки-воровки)
  • Игры со шнурками, узелками, ленточками.

Постарайтесь, чтобы малыш делал все обеими руками, а не только правой, ведь в этом возрасте более активно развивается правое полушарие головного мозга, за которое "отвечает" левая рука. А работа двумя руками одновременно (особенно, когда они выполняют разные движения) ведет к развитию межполушарных связей.