Конспект занятия по ознакомлению с окружающим на тему "Прогулка по заповеднику "Марий чодра""

Цель: воспитывать у детей доброе отношение к природе родного края, познакомить с понятиями "заповедник" и роли человека в жизни его обитателей, сформировать представление детей о растительном и животном мире заповедника "Марий чодра", закреплять правила поведения в лесу, развивать у детей познавательный интерес, экологическое мышление, речь.

Материал: карта республики, силуэты диких животных по количеству детей, маски зверей, картинки птиц и растений (цветов, деревьев), игрушечная елочка, белка, "листья", шишки, желуди, корзинка, плакат "Правила поведения в лесу", "Марий чодра", "Посторонним вход воспрещен".

Ход занятия:
Воспитатель. Ребята, посмотрите, что я вам сегодня принесла. Вы знаете, что это? (карта). Да, это карта нашей республики Марий Эл. А вы знаете, что обозначают пятна и линии на ней? Это озера и реки. А что обозначено на карте зеленым цветом? Правильно. Леса, луга и поля. Коричневым обозначены холмы и возвышенности, а желтым - пески. Вы обратили внимание, какого цвета на карте больше? (зеленого). Да это так. Наша республика небольшая, но в ней много лесов, лугов, рек и озер. Поэтому к нам приезжают отдыхать даже из других республик. Природа Марийского края прекрасна и разнообразна. У нас в лесах много грибов, ягод, цветов, в реках и озерах - рыбы. Лес для насекомых, птиц , зверей - дом родной. Люди приходят в этот дом только, как в гости, но часто забывают и ведут себя в лесу просто ужасно: ломают деревья, губят цветы, загрязняют водоемы, кричат, шумят, мусорят, пугают хозяев леса птиц и зверей. Не уютно становится им в лесу. Тогда умные и добрые люди придумывают создавать заповедники. А вы знаете, что такое "заповедник". Заповедник - это почти сказочный лес. Заповедники охраняются государством. В них звери, птицы, насекомые и рыбы, травы и могучие деревья живут рядом и спокойно растут. Никто здесь не стреляет, не ловит бабочек, не рвет цветы и не губит деревья. В заповедниках запрещена не только охота и рыбалка, но и сбор ягод и грибов. Жизнь здесь течет по своим правилам и устанавливает эти правила сама природа. В нашей республике есть два заповедника: "Большая Кокшага" на реке Кокшаге и "Марий чодра" на реке Илеть.
Хотите побывать в заповеднике?

Дети и воспитатель повторяют правила поведения в лесу и подходят к указателю - заповедник "Марий чодра". Читают надпись на плакате "Посторонним вход воспрещен".

Воспитатель.
Ах, что же делать? (ответы детей).
Лесник нас не слышит и не может прийти нам на помощь. Ой, я вспомнила, у меня ведь есть волшебные маски. Мы оденем их и превратимся из ребят в зверят и станем лесными жителями. Вы согласны? (одевают маски зверей). Покажите как звери двигаются по лесу (имитация движения).
Вот мы и в заповеднике. Попробуем подняться по тропинке на Кленовую гору. Как вы думаете, почему она так называется? Главная достопримечательность горя вот этот дуб. Когда-то давным-давно под этим дубом отдыхал друг и защитник всех бедных и обиженных Емельян Пугачев. Поэтому люди назвали этот дуб Пугачевским. Посмотрите дуб приготовил нам загадки. (модели птиц на ветках) что это за птицы? (дети отгадывают, модели переворачиваются другой стороной с изображением птицы).
- Как можно назвать этих птиц одним словом? (зимующие).
- Молодцы. Дуб Пугачева дарит нам немного желудей, чтобы вы вспоминали о нем. Почему нельзя набирать много?
Продолжим нашу прогулку по заповеднику. Ой, посмотрите, что я нашла! (шишка). Интересно с какого дерева она? А вот эти листочки? А эти семена? (Дидактическая игра "С чьей ветки эти детки?"
Посмотрите, ребята, здесь чей-то дом (Дупло). Как вы думаете, чей?
Белка. Сколько зверей ко мне в гости пожаловало. Здесь никого люди не обижают, наоборот берегут, подкармливают зимой сеном, овощами, зерном, солью, которую любят лоси., главные звери заповедника "Марий чодра". В заповедном лесу живет много зверей. Отгадайте, кого я недавно встретила (загадки о лисе, зайце, волке, лосе). Молодцы! Вот вам за отгадки мои подарки (шишки, грибы, силуэты зверей). Не забывайте меня и моих друзей.
Воспитатель спасибо, белочка. Ребята, а вы знаете эти грибы? До свидания. А мы отправимся дальше. Какая красивая осенняя поляна. Летом на ней растет много разных растений. Есть очень редкие. Они занесены в Красную книгу. Это ландыш, подснежник, мать-и-мачеха, фиалка трехцветная, зверобой. Их здесь никто не рвет. Посмотрите на фотографии некоторых из них. Какие растения вам знакомы? (несколько открыток лекарственных растений). А чем они полезны?
Пора нам возвращаться в детский сад. Вот у нас в корзинках сколько подарков набралось. Будет о чем вспомнить и рассказать (дети снимают маски).
Вот мы и в детском саду. Не забыли, где мы с вами побывали?
- Что значит заповедник? Как называется заповедник где мы с вами побывали?
- Какая достопримечательность растет на Кленовой горе?
- Как помогают люди в заповеднике зверям и птицам зимой?
Возьмите с собой подарки заповедника. Покажите вечером родителям и расскажите о чудесном лесе, который называется заповедник и раскрасьте зверей.