Комплексное занятие на тему "Прогулка по лесу" в старшей группе

Программное содержание.
Закрепить четкое произношение звуков а, у, ж, с, ш, з; развивать речевое дыхание; уточнить знания о животных и их детенышах; закрепить знания о квадрате, круге, треугольнике, их отличиях; обогащать словарный запас; совершенствовать мелкую моторику рук, точные движения пальцев.
Развивать слуховое внимание, логическое мышление, воображение.

Методы и приемы: наглядность, загадки.

Пособия и материалы: игрушки животных, "волшебный клубок", декорации леса, карточки с заданиями, звуковой кубик, геометрические фигуры из картона, мяч, квадратные листы бумаги оранжевого цвета, цветные карандаши.

Ход занятия.

Воспитатель:
Ребята, сегодня я предлагаю прогуляться по лесу, а чтобы нам не заблудиться, дорогу нам будет указывать мой волшебный клубок (показывает).
(Катит клубок до первой декорации-елки).
Ой, ребята, клубок остановился. Интересно, почему? Сейчас узнаем.
(Берет из-за елки загадку).
Посмотрите, здесь для нас загадка:

    Недотрога, весь в иголках,
    Я живу в норе под елкой.
    Хоть открыты настежь двери,
    Но ко мне не ходят звери…

Дети:
Еж.
Воспитатель:
Правильно. А вот и еж показался, он приготовил для нас игру "Волшебный кубик".
(Игра по ЗКР. Ребенок должен бросить кубик и спеть "песенку язычка, изображенную" на гране кубика).
После выполнения задания воспитатель катит клубок дальше.
Воспитатель:
А здесь кто живет? Слушаем загадку:

    Зимой беленький,
    А летом серенький.
    Никого не обижает,
    А всех сам боится.

Дети:
Заяц.
Воспитатель:
Молодцы. Ребята, а вы какие геометрические фигуры знаете?
Дети:
Круг, квадрат, треугольник.
Воспитатель:
Правильно. А зайчик не знает этих фигур. Давайте поможем ему разобраться.
(Воспитатель высыпает из корзины геометрические фигуры).
Девочки будут отбирать круги, мальчики- квадраты, а треугольники оставим на середине стола.
Воспитатель:
Чем отличается круг от квадрата?
Квадрат от треугольника?
Какая фигура может покатиться? Почему?
Какая не может покатиться? Почему?
Молодцы. Справились с заданием. А теперь давайте отдохнем и поиграем в игру "Разговорчивые пальчики". ( Дети рассказывают текст, сопровождая его движением).
Воспитатель:
Катим клубок дальше. Кто же нас встретит здесь?
Серой шерстью он покрыт,
И клыки его страшны,
Он охотится на зайцев,
Все в лесу его боятся.
Дети:
Волк.
Воспитатель:
Молодцы, ребята. Волк предлагает нам поиграть с мячом в игру "Мама, папа, я". Я буду бросать вам мячик по очереди и называть животного, а вы должны мне бросить мяч и назвать детеныша этого животного.
Молодцы.
(Катит клубок дальше).
Слушаем загадку внимательно:
Он зимой лежит в берлоге,
Добровольно одинокий.
Спит и видит сны…
А чтоб сон хороший снился,
Не давил чтоб груз забот,
Лапу он свою сосет.
Дети:
Медведь.
Воспитатель:
Правильно, умницы.
Ребята, а медведь хочет проверить, знаете ли вы сказки и предлагает вам игру "Сказочное лото". Я назову первое слово, а вы должны отгадать полное название сказки.
Сивка… Заюшкина…
Конек… Гадкий…
Мороз… Царевна…
Гуси-… Мальчик…
Красная… Крошечка…
Аленький… Мертвая…
Бременские… Доктор…

Молодцы. А теперь отгадайте загадки о сказках. Итак, слушаем, какая это сказка.

1. Носик круглый пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек - копытца.
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три поросенка).

2. На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок,
Покатился…
(Колобок).

3. Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее.
(Красная шапочка).

4. Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор…
(Айболит).

Воспитатель:
Молодцы, ребятки.
(Катит клубок).
И здесь нас ожидает загадка:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый, краса,
Как зовут ее…
Дети:
Лиса.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите какая у нас лисичка грустная. Наверное, ей одной скучно. Что же делать? У нас есть только квадратные листы бумаги. Какого они цвета?
Дети:
Оранжевого.
Воспитатель:
Правильно. Как же они могут нам помочь?
Дети:
Можно сделать много лисичек из оригами.
Воспитатель:
Молодцы. Возьмите все по квадратику. Вспомните, как делать лису и приступайте.
(Дети делают лису, рисуют глаза, носик, ротик и дарят лисичке).
Вот мы с вами и помогли Лисичке, сделали ей подружек и друзей, сестренок и братишек, чтобы она не скучала.
А теперь нам пора возвращаться в детский сад.
(Воспитатель задает детям вопросы:
Где мы с вами гуляли?
Кого встретили?
Какие это животные?
Какая игра вам понравилась больше всего?
Вам понравилось гулять по лесу?)
Воспитатель:
Ребята, мне тоже очень понравилась прогулка по лесу. А особенно - как вы выполняли задания животных. Молодцы. Мы обязательно пойдем в лес в следующий раз.