Выступление на МО воспитателей на тему "Взаимодействие с семьей по вопросам развития речи детей"

Строя свою работу с родителями, я столкнулась с проблемой, с которой сталкиваются, как мне кажется, большинство педагогов ДОУ - не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ними, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию и обучению своего ребенка. Поэтому потребовалось запастись терпением и поиском путей решения этой проблемы. Для начала строила работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни группы, поддерживает меня в начинаниях (таких оказалось меньшинство). Постепенно, опираясь на родителей - единомышленников, вовлекала к сотрудничеству и остальных родителей, учитывая при этом интересы каждого ребенка и его семьи.
В этом году более углубленно и целенаправленно строила работу с родителями по вопросам развития речи. Для этого подобрала и проанализировала литературу, составила перспективный план, куда включила как коллективные формы работы (родительские собрания, вечера вопросов и ответов, выставки совместных работ родителей и детей), так и индивидуальные (беседы и консультации, которые проводятся, как правило, утром и вечером, когда родители либо приводят ребенка в детский сад, либо забирают домой…), а также наглядно - информационные формы работы (информация о жизни детей в группе; выставка детских работ; реклама книг, статей из журналов). Изготовила папки - передвижки по проблеме развития речи детей; подготовила ряд консультаций. На одном из собраний специально заострила внимание родителей на задачах развития речи, стоящих перед детским садом, на том, какую помощь в овладении ребенком языком может оказать семья. Довела до сведения родителей то, как развивается речь детей.
Интересными и полезными для родителей явились собрания, на котором выступали и делились своим опытом и впечатлениями другие родители. Я заранее договорилась с некоторыми из них, попросив рассказать, как они совместно с детским садом устраняли те или иные трудности в речевом развитии своего ребенка.
Полезны и Дни открытых дверей с просмотром занятий и режимных моментов.
Пропаганду среди родителей по вопросам речевого развития детей осуществляю прежде всего в беседах и на консультациях. Проведя беседы и консультации с родителями, акцентировала их внимание на том, что овладение ребенком речью успешнее идет тогда, когда с ним занимаются не только в ДУ, но и в семье. Подсказывала, как и чем можно заниматься с ребенком дома, как пользоваться практическим материалом, чтобы ребенок в процессе таких занятий не только получал знания, вырабатывал определенные навыки и умения, но и испытывал интерес к занятиям.
В помощь родителям в формировании речи ребенка в семье рекомендовала для заучивания некоторый практический материал - загадки, пословицы, потешки, считалки, стихи; с целью упражнения ребенка в четком произнесении звуков и слогов - чистоговорки, скороговорки, а также советую, какие книги следует читать детям. К беседам организую выставки книг, которые было бы полезно прочитать ребенку дома.
В беседах неоднократно подчеркивала, что речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с детьми следили за своей речью. Обращала внимание родителей на то, что к исправлению речевых ошибок детей надо подходить очень осторожно. В одной из бесед с группой родителей заострила их внимание на том, что чрезмерное форсирование речевого развития не рекомендуется. Вредно нагружать ребенка сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения, учить правильно произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще недоступны. Объясняла, к чему может привести перегрузка ребенка непосильным для него речевым материалом (например, заиканию, неправильному формированию звуков - боковые шипящие, горловое произношение звуков р и др.
Я запланировала встречу с логопедом в рубрику "Вы спрашиваете - мы отвечаем", где родители смогут пообщаться со специалистом и обсудить некоторые интересующие их вопросы и темы по развитию речи детей.
В конце года планирую организовать "круглый стол", для того чтобы подвести итоги о проделанной работе, проследить результаты по развитию речи, сделать выводы о совместной работе детского сада и семьи.
Хотя ведущая роль в развитии дошкольников и остается за общественным воспитанием, роль семьи от этого не снижается, ибо наибольшего успеха в развитии и воспитании детей можно достигнуть лишь тогда, когда взаимопонимание и тесная взаимосвязь. На семью, как и на ДУ, ложится большая ответственность в воспитании и развитии ребенка.